АНДРЕ ТЕШИНЕ О СВОЕМ ФИЛЬМЕ В отличие от других Ваших фильмов, идея картины "Заблудшие" принадлежала не вам, а продюсеру, Жан-Пьеру Рамсе Леви. Как Вы отнеслись к чужому замыслу?
- Я чувствовал себя весьма свободно. В этой истории меня больше всего поразила сама суть: внезапное вторжение в семейную идиллию чужого подростка, и в особенности, тот эффект, который вызвало это внезапное появление во время военных действий на мать и ее 13-летнего сына. Судьбы этих трех персонажей должны были сплестись самым необыкновенным и роковым образом. Мы со сценаристом Жилем Тора начали работу с простого вопроса: какое влияние эти трое могут оказать друг на друга. Главный герой, центр всего повествования - это, конечно, подросток, неожиданный спаситель. Загадка его характера должна оставаться нераскрытой до конца фильма. Существуют определенные детали, которыми мы актуализировали, подчеркнули эту тайну, не раскрывая ее. Иван - лесной зверь, который появляется и исчезает в никуда, он инопланетянин-андрогин, растворившийся в местных лесах. Он лжет, он ворует и, вероятно, способен убить. И в моральном и в фантастическом смысле этого слова он - нечто вроде монстра. И на протяжении всего времени его адаптации к людям мы наблюдаем отношения монстра и ребенка, и, более всего, монстра и матери. Испытывая целую палитру чувств: восхищение, отвращение, любопытство, беспокойство, - мы в конечном итоге задаемся неизбежным вопросом о той цене, которую придется заплатить за открывшуюся правду.
Фильм начинается картинами Исхода, но война - это только пролог…
Кадр из фильма "ЗАБЛУДШИЕ / LES EGARES"- Война присутствует с самого начала фильма. Это стержень всей истории. Она проникает повсюду. Даже в воспоминания. Семья бежит от этой войны, но именно в тот момент кода она теряет все, я чувствую, что могу следовать за ними в этом киноприключении. Место, куда они попадают, становится пустынным островом, на котором наши персонажи, словно первые, или последние, или единственные люди на Земле. Как они смогут жить вместе?
Как бы Вы охарактеризовали Вашу режиссерскую работу?
- Я делаю заметки в процессе съемок. Мой метод - сохранять как можно большую восприимчивость к жизни, к любым новым идеям, которые могут возникнуть на съемочной площадке - чтобы не окаменеть, не превратить режиссуру в механическую иллюстрацию написанного заранее сценария. Я хотел, чтобы массовые сцены, которые начинают и завершают картину, несли в себе историческую достоверность, тогда как все действие между ними оставалось вне времени, захватывало все больший спектр эмоций и чувств, связанных с ощущением изоляции главных героев. Все это, кстати, ничуть не противоречит реальности, поскольку между 1914 и 1945 годами жизнь за пределами городской окраины словно остановилась. Никакой индустриализации, никакого строительства. Прогресс застыл минимум на 25 лет. Во французской истории было не так уж много периодов подобного застоя. Пустынный остров относит нас к географии отсталой сельской страны.
Как и большинство Ваших фильмов, "Заблудшие" - картина об инициации, вступлению во взрослую жизнь. Путешествие радикально меняет каждого из персонажей.
- Одиль - учительница. У нее имеется определенная теоретическая концепция человеческих отношений. Концепция, которую сама жизнь вскоре радикально изменит. Ее сын открывает для себя мир, прежде совершенно ему неизвестный, для которого он был еще очень мал. Ему придется быть гораздо более взрослым, чем он на самом деле является. Что же касается подростка, то его безумие достигает кульминации, когда он хватается за топор, чтобы убить солдата. И что же он делает? Молится. Здесь проявляется его, казалось бы, стертое образование, дисциплина и вера. Чтобы сделать человека человеком, необходима изрядная доля культуры. Чтобы сделать человека животным, ее необходимо гораздо больше. Возникает ли этот парадокс только в военное время или же мы сталкиваемся с его проявлениями во всех наших действиях? Так или иначе, он производит в нас великую битву, от исхода которой зависит судьба наша личности. Это и есть образование.
Картина производит реальное ощущение страха. Вы намеренно добивались этого саспенса?
- Я думаю, что саспенс в этом фильме проистекает из следования одной непрерывной линии повествования, которая никогда не теряется из виду, и еще из того, что всегда незримо присутствует война, даже если ее напрямую нет в кадре. Очень непросто поддерживать саспенс в ситуации, когда развиваются и пересекаются одновременно несколько сюжетных линий, как было в моих ранних фильмах, таких как "Воры". Обнаженность линии неизбежно делает глубже саспенс - тем сильнее, чем дольше она длится. Линия превращается в глубокую борозду.