Восходящая - а по мнению некоторых критиков, уже взошедшая - звезда
французского кино Гаспар Ульель впервые явлен российской публике в
«Долгой помолвке» Жан-Пьера Жене, где он сыграл центральную роль -
пропавшего без вести солдата Манека, которого разыскивает невеста (Одри
Тоту). Об этой роли Гаспар Ульель рассказал Антону Долину.
- За время съемок «Долгой помолвки» вы узнали что-то новое о Первой
мировой войне?
- Мой персонаж большую часть времени не в себе, поэтому мне не надо было
так уж много знать об исторической правде. Но режиссер Жан-Пьер Жене
попросил нас всех прочитать дневник одного из солдат Первой мировой,
который копал траншеи, так что волей-неволей пришлось узнать немало
такого, чему в школе не учат. Большую часть времени солдаты просто
ждали, ютясь в крохотных укрытиях, - некоторые там задыхались… Я читал
это, когда отдыхал на море, и отдых был испорчен напрочь. Жутковато было
и оказаться на съемочной площадке, где все эти кошмары были весьма
точно воссозданы: это тебе не черно-белые фотографии разглядывать!
- Каково было работать с Жене?
- Его стиль в корне отличается от других режиссеров, с которыми мне
доводилось работать. Но каждые новые съемки - всегда новое приключение!
Это мне и нравится в моей работе. Жан-Пьер постоянно репетирует с
актерами, и еще до съемок я знал наизусть, чего именно он от меня хочет…
Андре Тешине, напротив, требовал постоянной импровизации. Но Жене не
стоит у тебя за спиной, чтобы следить за каждым жестом; он готов к тебе
прислушаться.
- А Одри Тоту? Вы играете ее возлюбленного, но появляетесь на экране
вместе едва ли в паре сцен…
- Это было одной из главных проблем совместной работы. И саспенс, и
эмоциональная сторона фильма требовали по-настоящему страстной и
искренней любви между нашими персонажами… Как было это передать? Я
встретился с Одри до съемок, мы вместе пообедали: на этом настоял
Жан-Пьер. Она была очень мила, добра, любезна, но эта встреча не сделала
работу проще. Ведь первая сцена, в которой мы снялись вместе, -
прощание! Мы прощаемся со слезами на глазах, а на самом деле ничего не
пережили до тех пор, даже на экране… Но таковы уж условия игры.
- Вы думаете, что романтическая любовь, подобная показанной в фильме,
возможна и в реальной жизни?
- Надеюсь на это. Хотя мне все это, честно говоря, кажется слишком
идеальным. Я бы вряд ли смог себя вести так, как Матильда.
- А если Жан-Пьер Жене позовет вас в свой следующий фильм сыграть в
крошечном эпизоде, вы согласитесь?
Конечно, не раздумывая. Главное, чтобы роль была интересная, а большая
она или маленькая - какая разница?
- Откройте секрет: что ваш герой мастерит в финале фильма?
- Это иллюстрация для рукописной книги, миниатюра на средневековый лад.
Этого в романе, по которому поставлена «Долгая помолвка», не было: сам
Жене придумал, вдохновленный сценой из «Американского друга» Вима
Вендерса.
- Занимаетесь в жизни чем-то подобным?
- Не сказал бы. Чаще я фотографирую, блуждая по улицам, или прямо из
окон… только черно-белые снимки. А еще я экспериментирую с живописью. По
большей части абстрактной.
- Хотели быть фотографом или художником, если бы не стали актером?
- Нет, нет, эти увлечения пришли уже потом. Но я не планировал и
становиться актером. Просто друг моей матери открыл агентство, которое
набирало молодых ребят, желающих попробовать себя в актерской профессии.
Я туда попал по чистой случайности и немного из любопытства. Начал
сниматься в сериалах на ТВ… Так все и началось. Я по-настоящему полюбил
кино. Даже хотел сам стать режиссером или сценаристом, но пока не
получилось: уж больно трудное дело, требующее особенной дисциплины. Я же
в детстве всегда хотел стать архитектором.
- По следам отца или кого-то из родственников?
- Нет, отец мой - дизайнер спортивной одежды. Я его одежду не ношу, я не
поклонник лыжного спорта или Adidas (смеется).
- Есть что-то, что вам особенно трудно сделать перед камерой?
- Раздеться догола - это нелегко. Но для меня сложнее всего заплакать.
Мне очень трудно довести себя до слез.
- Вы снимались в сверхамбициозном проекте Питера Гринуэя «Чемоданы
Тульса Люпера». Как вам понравился этот опыт?
- Очень понравился! Хотя, скажу вам по секрету, в фильм сцены с моим
участием не войдут. Мы работали вместе пятнадцать дней, а потом я уехал,
и ассистентка Гринуэя обещала мне перезвонить… но так этого и не
сделала. Я попросил моего агента разобраться, в чем дело, однако даже
ему не удалось ничего узнать. Кроме того, что съемки остановлены из-за
финансовых проблем. Посмотрю фильм, когда он выйдет на экраны, и,
возможно, найду там себя. Или не найду.
- Не обижаетесь на Гринуэя?
- Нет, что вы! Я получил огромное удовольствие, работая с ним.
- Вам по меньшей мере заплатили?
- Да.
© Антон Долин, 2004
__________
Материал написан для Газета. GZТ.ru, 02.12.2004
|